Равняемся на Запад: заменяем льготы на проезд денежными компенсациями
12.04.2018, 13:34

Равняемся на Запад: заменяем льготы на проезд денежными компенсациями

Но государство переложило ответственность за монетизацию на местные бюджеты. А если не потянут? 
С началом лета (сразу с июня) правительство вводит на транспорте так называемую монетизацию льгот для пенсионеров и других категорий льготников. Говоря простыми словами – пенсионеры, в отличие от текущего момента, как и все, будут платить за поездки в городских трамваях, автобусах, троллейбусах метро ит.д. 

Льготники, правда, таковыми и останутся, просто им эти поездки частично компенсирует государство, то есть попросту выдаст деньги на проездные расходы. Такая схема полностью себя оправдала в развитых странах. Так ведь то в развитых, а в Украине? 

Когда, сколько, на какое количество поездок и на чем и где выдадут деньги на разъезды пенсионерам – вопрос другой, его тоже исследовали журналисты «Сегодня». А сейчас остановимся на вопросе, а кто, собственно, по планам Кабмина, должен выплачивать компенсационные средства? Правильно, исключительно местные бюджеты – горсоветы, поселковые советы, сельсоветы, если в селах там еще ходит какой-то транспорт. 

Весь вопрос в том, а есть ли у местных советов на эту компенсацию средства? И что будет, если денег не хватит? 

Глава общественного комитета экономистов Украины Андрей Новак открывает очень простую и банальную истину: для новых расходов нужны дополнительные доходы. Денежная компенсация льготникам проезда в транспорте – это, извините, и есть новая статья расходов, которой сейчас у местных бюджетов попросту нет. Поэтому, по мнению экономиста, это не местные власти должны мучиться, где взять деньги на компенсацию проезда льготникам, а государство, как это и происходит в развитых странах. Новак даже дает четкую наводку, а где же государству взять денег? Конечно, от налоговых поступлений. И часть налоговых средств как раз и направить в местные бюджеты для компенсации льгот пенсионерам и другим категориям льготников по транспортным расходам субсидиям ит.д. 

Если же государство не поможет местным властям за счет налогов или каким-то другим способом, то местные бюджеты попросту не потянут, по мнению экономиста, новые статьи расходов. Более того, добавим от себя, местные власти, пользуясь тем, что именно им предоставлен выбор сохранять ли льготу о бесплатном проезде в натуральном виде или ввести монетизацию, могут заставить пенсионеров платить за проезд, а компенсировать эту плату бесконечно обещать в будущем, когда, мол, изыщем средства. 

А это, понятно, грозит нешуточным социальным взрывом. 

Экономический аналитик Центра «Украинский институт будущего» Ярослав Пилипчук ставит вопрос ребром: а какую, собственно, цель преследовало правительство, вводя монетизацию льгот? По идее, цель должны бы быть, именно, как в развитых странах – пойти навстречу не только пассажирам, но и перевозчикам, увеличить их доходы, чтобы транспортники закупали новый подвижной состав, делали качественный ремонт уже действующего, всячески бы совершенствовали свои услуги, делали бы поездки быстрыми и комфортабельными.

Но если введением монетизации в украинском варианте государство просто хочет «оптимизировать» бюджет за счет ликвидации льгот тем, кому они положены, то это уже другой вопрос. 

И, собственно, независимо от целей правительства, все независимые эксперты в Украине критикуют власть за то, что вводя такое важное в экономике страны изменение, как замена льгот денежными компенсациями, она не провела среди населения мощную предварительную информационную кампанию и не разъяснила, где, когда, сколько и на сколько поездок компенсируют. Информационной составляющей, как всегда, приходится заниматься журналистам. Поэтому людей просто поставили перед фактом: мол, с июня вы, льготники, будете платить в транспорте все и в полном объеме. А мы вам эти денежки компенсируем. 

А люди, особенно, пенсионеры, естественно, не верят пустопорожним обещаниям властей и боятся, что их снова «кинут». Как, собственно, и происходит все время.